Квиллинг что развивает у детей. Технология квиллинг – средство развития мелкой моторики детей старшего дошкольного возраста. Праздники и подготовка к ним

I . Введение.

Одно из наиболее интересных направлений художественно-эстетического цикла – это работа с бумагой. Искусство моделирования бумажных художественных композиций на плоскости и создание объемных изделий объединено одним названием – бумагопластика. Сегодня в ее состав входит и квиллинг, и оригами, и паперкрафт.

Работа с бумагой, картоном имеет большое значение для всестороннего развития детей. Она способствует развитию умений и навыков культуры труда, а также физическому развитию: воспитывает у детей способность к длительным физическим усилиям, тренирует и закаливает нервно – мышечный аппарат ребенка (мелкая моторика рук). Оформляя свои работы, дети приобретают определенные эстетические вкусы, учатся понимать красоту.

Моделирование и конструирование из бумаги имеют не только познавательное, но и большое воспитательное значение. При работе с бумагой у детей совершенствуется ряд важнейших умственных качеств, а также предоставляется платформа для развития творческих задатков. На занятиях у детей развиваются эмоционально-эстетические чувства, художественное восприятие, совершенствуются навыки изобразительного и конструктивного творчества.

Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается тем, что данный материал дает большой простор для возможности проявить свою индивидуальность, воплотить любой замысел.

Бумажная филигрань – старинная техника обработки, получившая широкое распространение в наше время, получила название «квиллинг». Квиллинг открывает путь к творчеству, развивает фантазию, абстрактное мышление, художественные возможности.

Квиллинг представляет собой создание композиций из свернутых полос бумаги, приклеенных к основе или склеенных между собой. Тонкие полоски разноцветной бумаги скручивают в рулончики, которым потом дают немного развернуться. Свободный конец приклеивают к заготовке, которой потом можно придать любую необходимую форму (лепесток, «глаз», спираль, треугольник, полумесяц и т.д.). Поделки в технике «квиллинг» представляют собой композиции именно из таких заготовок, изготовление которых вполне доступно детям начальных классов.

Эмоциональный подъем, интерес к бумагопластики позволяет создать благоприятные условия для развития инициативы детей, смекалке, формирования привычки постоянно пополнять свои знания и умения, а, значит, занимать активную жизненную позицию.

Современный период развития общества характеризуется сильным влиянием на него компьютерных технологий, которые проникают во все сферы человеческой деятельности.

Возможности современной техники в значительной степени адекватны организационно-педагогическим и методическим потребностям, так как позволяют представление информации в графической форме (текстовой, звуковой, в виде рисунков и пр.).

Быстрое развитие вычислительной техники и расширение её функциональных возможностей позволяет широко использовать компьютеры, внедряя в практику проведения занятий с использованием разнообразного иллюстративного материала, мультимедийные и интерактивные модели, которые поднимают процесс восприятия информации на качественно новый уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших (показ картинок, беседа или просто рассказ).

В качестве одной из форм показа информации можно рассмотреть мультимедийные презентации , которые имеют возможность использовать все доступные средства мультимедиа, для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Обилие иллюстраций, анимаций и видеофрагментов, гипертекстовое изложение материала, звуковое сопровождение дают возможность педагогу выбирать не только удобный темп и форму подачи материала, но и позволяют расширить кругозор и углубить знания обучающихся в интересной форме.

Таким образом, педагогические технологии в сочетании с современными информационными технологиями могут существенно повысить эффективность занятий, решить стоящие перед педагогом задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.

Актуальность данной темы заключается в том, что создание условий для полноценного образовательного процесса обучающихся с применением инновационных технологий является одной из основных задач учреждений дополнительного образования.

Главная цель разработки – создание условий для творческой реализации личности, настроенной на успех и развитие индивидуальности посредством использования инновационных технологий на занятиях.

Задачи:

  1. Формировать творческое нешаблонное мышление, развивать детей за счет максимального раскрытия их природных способностей.
  2. Усилить мотивацию познания окружающего мира за счет мультимедийных презентаций, изобразительных средств и игровых ситуаций;
  3. Воспитывать индивидуальность и творчество;
  4. Способствовать формированию основ культуры общения и построения межличностных отношений;
  5. Формировать культуру познавательной деятельности.

Новизна методической разработки заключается в том, что в качестве информационного материала и объяснения значимости проводимого мероприятия предлагается внедрение инновационных технологий, способствующие повышению эффективности восприятия и помогающие решить стоящие перед педагогом задачи воспитания всесторонне развитой, творческой личности.

II . Основная часть

Конспект занятия «Алые грозди рябины»

ЦЕЛЬ: развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста посредством ознакомления с новым видом декоративно-прикладного искусства – квиллингом через коллективную работу.

Задачи:

обучающая:

способствовать формированию знаний о квиллинге;

– ознакомить учащихся с техникой выполнения основного элемента квиллинга – тугой ролл.

развивающая:

– развивать воображение, мышление, творческие возможности учащихся;

– навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук.

воспитывающая:

Воспитывать у учащихся аккуратность и собранность при выполнении работы, культуру труда, коммуникабельность, умение работать в коллективе,

любовь к природе и бережное отношение к ней.

Тип занятия: сообщение новых знаний, занятие – творчество.

Формы организации занятия: индивидуальная работа и работа в группе.

Педагогическая технология: коллективная творческая деятельность.

Технологии обучения:

– личностно-ориентированная,

– игровая;

– здоровьесберегающая (музыкальная физкультурная минутка).

Методы обучения:

– рассказ,

– беседа,

– демонстрация,

– показ трудовых приемов,

– объяснение,

– самостоятельная работа,

– метод эмоционального стимулирования (сюрпризный момент).

Приёмы работы с бумагой:

скручивание,

– склеивание.

Продолжительность занятия – 45 мин.:

  1. Организационная часть – 2 мин.
  2. Основная часть – 10 мин

2.1. Изучение нового материала – 5 мин

2.2. Физкультминутка – 3 мин.

2.3. Практическая работа – 18 мин.

  1. Рефлексия «Птицы» – 4 мин.
  2. Подведение итогов работы. Уборка рабочих мест – 3 мин.

Оборудование и инструменты:

для педагога: презентация, конверт с загадкой, образец изделия, картина, инструмент для квиллинга, линейку окружностей, пинцет, клей;

для учащихся: бумажные полоски шириной 5 мм, инструменты для квиллинга, клеенки, клей, ножницы, салфетки, инструкционные карты, конверты с птицами.

Словарная работа:

– бумагопластика,

– квиллинг,

– тугой ролл,

– линейка окружностей,

– пинцет.

Требования к знаниям и умениям обучающихся по итогам занятия:

Обучающие должны знать:

– понятия «квиллинг», «свободный ролл»

Обучающие должны уметь:

– выполнять основной элемент квиллинга – свободный ролл, используя инструмент для квиллинга, линейку окружностей и пинцет;

– соединять полученные роллы в веточку;

– аккуратно приклеивать веточку к картине, соблюдая композицию.

Важное место при подготовке отводится разработке гибкого плана. Он включает в себя:

  • определение общей цели и конкретизация её в зависимости от различных этапов занятия;
  • подбор и организация дидактического материала, позволяющая выявлять индивидуальную избирательность обучающихся к содержанию, виду и форме учебного материала, облегчающего его усвоение;
  • планирование разных форм организации познавательной деятельности (соотношение фронтальной, групповой, индивидуальной, коллективной работы);

Планирование характера общения, межличностных взаимодействий в процессе занятия включает в себя:

  • использование разных форм общения (монолога, диалога);
  • проектирование характера взаимодействий детей на занятии с учетом их личностных особенностей;
  • использование содержания субъектного опыта (индивидуального опыта) всех участников занятия в диалоге “обучающийся-педагог”

Планирование результативности занятия предусматривает:

  • обсуждение полученных знаний и умений, оценка их усвоенности;
  • анализ результата групповой и индивидуальной работы.
  • использование педагогом разнообразных форм и методов организации познавательной деятельности обучающихся, позволяющих раскрыть содержание субъектного опыта относительно изучаемой темы;
  • создание атмосферы заинтересованности каждого ребёнка;
  • стимулирование обучающихся к использованию разнообразных способов выполнения заданий на занятии без боязни ошибиться; анализ работы каждого обучающегося, поддержка оригинальных решений;

в конце занятия – рефлексия (обсуждение того, что понравилось и почему, что хотелось сделать по-другому).

Приложение.

Ход занятия:

  1. Организационная часть.

Приветствие.

Здравствуйте, ребята. Меня зовут Баронова Любовь Анатольевна.

Проверка готовности рабочих мест.

Проверьте, ребята, чтоб на вашем рабочем месте были клей, клеенка, салфетка, пинцет, линейка окружностей и полоски бумаги.

  1. Основная часть.

Сегодня мне почтальон принес письмо. Оно пришло для вас от Деда Мороза. Давайте откроем его и узнаем, что там.

«Ребята, я очень переживаю за птиц зимой. А что бы понять, чем птицы питаются зимой, отгадайте загадку.

В том лесу, не в огороде,
Только осень на подходе,
Новый у нее наряд,
Бусы красные висят.

Дрозд, снегирь, другая птица,
Могут ею угоститься,
Как усилится мороз,
Возрастёт на пищу спрос.»
Ответ: Рябина (слайд 1)

Рябина – небольшое дерево. Рябиновые листья – сложные, ажурные, осенью окрашиваются разными красками. Да и само дерево стоит нарядное – на ветках висят грозди красных ягод. Рябина кормит прилетевших зимующих птиц. Одни съедают сочную мякоть, другие выбирают питательные семена. Так что, к середине зимы ягод уже не остаётся.

Ребята, а как вы думаете, какая тема нашего занятия? (слайд 2).

  1. Изучение нового материала.

Сегодня, я вас познакомлю с техникой бумагопластики – квиллинг. Поднимите руки те, кто знаком с этой интересной техникой (ответы детей).

Квиллинг это искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.(слайд 3)

Всего существует 20 базовых элементов для квиллинга, но сегодня нам понадобится только свободный ролл (слайд 4)

У меня есть картина, но я хочу, чтобы вы мне помогли сделать её более красивой и объемной. Каждый из вас сделает гроздь рябины, а затем мы объединим все ваши гроздья в единую картину.

Давайте рассмотрим технологию изготовления грозди рябины. (слайд 5)

У вас у каждого на столах лежит инструкционная карта, в которой отражены этапы изготовления грозди. Для этого нам понадобится инструмент для квиллинга, полоски бумаги, линейка окружности и клей.

Тренировочное упражнение: Чтобы сделать веточку рябины, возьмите инструмент для квиллинга и полоску бумаги. Вставьте кончик полоски в прорезь и крутите от себя до конца, придерживая, чтоб не распустилась. Снимите спираль с инструмента и положите в линейку окружностей на номер 10. Распустившийся ролл вытащите пинцетом и заклейте конец полоски. Получившиеся роллы нужно приклеить к веточке. Вот что у вас должно получится (показывается образец).

Прежде, чем приступить к работе, проведем инструктаж по технике безопасности . Я вам показываю карточки, а вы мне отвечаете да или нет.

  1. Практическая работа.

Приступим к работе. Не забываем, что вам в помощь инструкционная карта. Если у вас возникают вопросы, вы поднимаете руку. Как только, каждый из вас справится, т.е. сделает гроздь, идет к картине и приклеивает к понравившейся веточке. Кто справится раньше, тот может помочь соседу. Желаю успеха.

Самостоятельная работа учащихся.

  1. Физкультминутка

Давайте проведем физкультурную минутку.(слайд 6) Нам поможет в этом ритмичная музыка. Внимательно меня слушайте и выполняйте упражнения вместе со мной.

У реки росла рябина (из положения сидя постепенное выпрямление туловища, руки вперед- вверх).

А река текла, рябила (повороты вправо и влево с плавными движениями рук).

Посредине глубина (наклоны вперед, руки прямые).

Там гуляла ры-би-на (поднять руки вверх и машем руками).

Эта рыба – рыбий царь (движение кистями рук).

Называется – пескарь (ходьба на месте).

Продолжение работы по изготовлению картины.

  1. Рефлексия «Птицы». (слайд 7)

Чтобы птицам на картине не было скучно, сейчас к ним прилетят их друзья. Предлагаю вам с помощью птичек, которые лежат в конвертах на ваших столах, оценить отношение к занятию:

– очень понравилось – красногрудый снегирь;

– понравилось – синичка с желтой грудкой;

– было скучно – серенький воробышек.

  1. Подведение итогов работы

– Вам нравится наша картина?

– А чем она вам понравилась?

А теперь подведем итог занятия.

– Что нового для себя вы узнали?

– Чему научились?

Мне, кажется, наше занятие получилось. Было приятно работать с каждым из вас. Спасибо за занятие. До свидания!

  1. Уборка рабочих мест.

III . Заключение

Система современного образования ведёт к смене приоритетов в деятельности педагога: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого развития каждого ребенка. Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом на занятиях. Конечно, все уроки перепоручить компьютеру нецелесообразно. Информационные технологии должны не заменить известные педагогические технологии, а помочь быть более результативными.

Таким образом, можно сделать вывод, что внедрение инновационных технологий в сочетании с педагогическими методами существенно повышают эффективность занятий, помогают решить стоящие перед педагогом задачи воспитания всесторонне развитой, творчески свободной личности.


Пояснительная записка .
« Истоки творческих способностей и дарований детей на кончиках пальцев . От пальцев образно говоря , идут тончайшие ручейки , которые питают источник творческой мысли . Другими словами : чем больше мастерства в детской ладошке , тем умнее ребенок ».
Сухомлинский В . А .
Однойизглавныхзадачобученияивоспитаниядетейназанятияхприкладнымтворчествомявляетсяобогащениемировосприятиявоспитанника, т. е. развитиетворческойкультурыребенка, развитиетворческогонестандартногоподходакреализациизадания, воспитаниетрудолюбия, интересакпрактическойдеятельности, радостисозиданияиоткрытиядлясебячто- тонового.
Даннаяпрограммаимеетхудожественно- эстетическуюнаправленность, котораяявляетсяважнымнаправлениемвразвитииивоспитании. Являясьнаиболеедоступнымдлядетей, прикладноетворчествообладаетнеобходимойэмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программапредполагаетразвитиеудетейхудожественноговкусаитворческихспособностей.
Внастоящеевремяискусствоработысбумагойвдетскомтворчественепотерялосвоейактуальности. Бумагаостаетсяинструментомтворчества, которыйдоступенкаждому.
Бумага- первыйматериал, изкоторогодетиначинаютмастерить, творить, создаватьнеповторимыеизделия. Онаизвестнавсемсраннегодетства. Устойчивыйинтересдетейктворчествуизбумагиобуславливаетсяещёитем, чтоданныйматериалдаётбольшойпростортворчеству. Бумажныйлистпомогаетребёнкуощутитьсебяхудожником, дизайнером, конструктором, асамоеглавное- безграничнотворческимчеловеком. Претерпеваяколоссальныеизменениясдревнихвремён, бумагавсовременномобществепредставленабольшиммногообразием. Цветнаяибелая, бархатнаяиглянцевая, папируснаяишпагат- онадоступнавсемслоямобщества. Спомощьюбумагиможноукраситьелку, сложитьголоволомку, смастеритьзабавнуюигрушкуиликоробочкудляподаркаимногое, многоедругое, чтоинтересуетребенка.
Какужеотмечалось, бумагапопадаетврукиребенкассамогораннегодетства, ионсамостоятельносоздаетизнееобразысвоеговнутреннегомира. Обычныйматериал- бумага- приобретаетновоесовременноенаправление, имможноработатьвразныхтехниках.
Детистворческимиспособностямиоченьпытливыеиактивные. Такиедетимогутсамостоятельноприниматьрешения, которыезависяттолькоотнегосамого. Детиспособнысоздатьчто- тоновое, оригинальное, унихукаждогосвойвзгляднакрасоту. Втворчествеуребенкаразвиваютсятакиеумственныекачества, как: моделирование, воображение, наблюдательность, умениеанализироватьисопоставлять, творческоемышлениеит. д.
Еслиговоритьодошкольниках, торазвитиеунихмелкоймоторикирукспособствуетдальнейшемууспешномуобучениювшколе. Однимизспособовразвитиямелкоймоторикипальцеврук– этоконструированиеизбумаги. Конструированиеизбумагиотноситсякхудожественно- эстетическомуразвитию. Существуетмноготехникпоработесбумагой: складывание, сгибание, разрезание, сминаниеидр. Конструированиеизбумагисиспользованиемразныхтехниксложныйвиддеятельностидошкольников, дляэтогоудетейдолжныбытьхорошоразвитыпространственныепредставления.
История
Квиллингвозникещев14веке, сейчасонпереживаеточередноерождение. Многихпривлекаетто, чтотакуюкрасотуможносоздатьсвоимирукамиизбумажныхполос.
Словоквиллингпришловрусскийязыкизанглийского: quillingпроисходитотсловаquill, чтовпереводеозначает« пероптицы».
Альтернативныминазваниямиэтоговидарукоделиятакжеслужаттакиесловакак« бумагокручение» и« бумажнаяфилигрань».
Историявозникновенияэтоговидарукоделияоченьинтереснаиуходитсвоимикорнямиглубоковпрошлое.
Впервыезаговорилионёмв14- начале15векавЕвропе, апервыесоздателиукрашенийвэтойтехникебылимонахи.
Именноониделалиоченькрасивыемедальоны, закручиваяпозолоченнуюбумагунакончикептичьихперьев. Именноотсюдаипоявилосьназваниеквиллинг.
Бумагавсредневековыевременабыладорогой, поэтомупозволитьделатьподелкииукрашенияизнеёмоглитолькохорошообеспеченныелюди, восновномквиллингомзанималисьтолькодамыизвысшегообщества.
Темболее, чтобумаганедолговечнаисчитаетсянепрактичнымматериаломдляизготовлениячего- либо.
Нов19векемоданабумагокручениесновавозобновляется, такойвидрукоделиястановитсясновапопулярным, имногиедамыспешатсотворитьчто- тоособенное, причудливоеизамысловатое.
Вначале20векаквиллингсноватеряетсвоюпопулярность, однакокконцувеканаступаетнекийбум.
Квиллингнетолькоприобрёлбылуюславу, ноимногократноеёпреумножил. Мастераквиллингавовсеммиресоздаюттончайшееобъёмноебумажноекружево, котороеможетбытьосновой, какдляпрактичныхвещей, такидлядуховногонаслаждения.

Квиллинг для начинающих
Техникаквиллингможносоздаватьогромноеколичествовещей. Поройвоображениюдаженеподвластнывсеидеи, которыелегкореализуютсянапрактике.
Поделкивтехникеквиллингоченьнеобычные, огромноеколичествозавитков, спиралей, тугихнамотоктонкихбумажныхполоссливаютсяипереплетаютсяводномпроизведенииискусства.
Цветоваяпалитраоченьбогатая, поэтомуводнойработемогутбытьиплавныепереливыоттенководногоцветаияркиесочетаниянасыщенныхцветов.
Длябольшегоразнообразиямастерапоквиллингуиспользуютнетолькообычныеполоскибумаги, ноибумагусбахрамой- миллиметровымивертикальныминадрезамисоднойизсторонполоски.
Длявыполненияработвтехникеквиллингнетребуютсяособенныеприспособлениеидорогостоящиематериалы. ЧащевсегодлялюбыхработвэтойтехникебудетдостаточнополосцветнойбумагииклеяПВА, вкачествеосновы, ккоторойприклеиваетсяизделие, можноиспользоватькартон, картон, обшитыйтканью.
Детилегкоовладеютэтимискусством, иоткрываютдлясебяпутьктворчеству, развиваятемсамымихфантазиюихудожественныевозможности.
Программапостроена“ отпростогоксложному”. Рассматриваютсяразличныеметодикивыполненияизделийизбумагиикартонасиспользованиемсамыхразнообразныхтехник(бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
“ Волшебныйквиллинг” - такназываетсякурс. Онпредлагаетразвитиеребенкавсамыхразличныхнаправлениях: конструкторскоемышление, художественно- эстетическийвкус, образноеипространственноемышление. Всеэтонеобходимосовременномучеловеку, чтобыосознатьсебягармоничноразвитойличностью. Создаваясвоймиризбумаги, ребенокготовитсястатьсозидателемдоброгомира. Вэтоммы, педагоги, видимосновнуюнеобходимостьсегодняшнегодня.

Ведущая идея данной программы - созданиекомфортнойсредыобщения, развитиеспособностей, творческогопотенциалакаждогоребенкаиегосамореализации.
Цель программы – всестороннееинтеллектуальноеиэстетическоеразвитиедетейвпроцессеовладениеэлементарнымиприемамитехникиквиллинга, какхудожественногоспособаконструированияизбумаги.
Задачи программы :
Обучающие
Знакомитьдетейсосновнымипонятиямиибазовымиформамиквиллинга.
Обучатьразличнымприемамработысбумагой.
Формироватьуменияследоватьустныминструкциям.
Знакомитьдетейсосновнымигеометрическимипонятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершинаит. д. Обогащатьсловарьребенкаспециальнымитерминами.
Создаватькомпозициисизделиями, выполненнымивтехникеквиллинга.
Развивающие :
Развиватьвнимание, память, логическоеипространственноевоображения.
Развиватьмелкуюмоторикурукиглазомер.
Развиватьхудожественныйвкус, творческиеспособностиифантазиидетей.
Развиватьудетейспособностьработатьруками, приучатькточнымдвижениямпальцев, совершенствоватьмелкуюмоторикурук, развиватьглазомер.
Развиватьпространственноевоображение.
Воспитательные :
Воспитыватьинтерескискусствуквиллинга.
Формироватькультурутрудаисовершенствоватьтрудовыенавыки.
Способствоватьсозданиюигровыхситуаций, расширятькоммуникативныеспособностидетей.
Совершенствоватьтрудовыенавыки, формироватькультурутруда, учитьаккуратности, умениюбережноиэкономноиспользоватьматериал, содержатьвпорядкерабочееместо.
Принципы , лежащие в основе программы :
доступности(простота, соответствиевозрастнымииндивидуальнымособенностям);
наглядности(иллюстративность, наличиедидактическихматериалов). “ Чемболееоргановнашихчувствпринимаетучастиеввосприятиикакого- нибудьвпечатленияилигруппывпечатлений, темпрочнееложатсяэтивпечатлениявнашумеханическую, нервнуюпамять, вернеесохраняютсяеюилегче, потомвспоминаются” (К. Д. Ушинский);
демократичностиигуманизма(взаимодействиепедагогаиученикавсоциуме, реализациясобственныхтворческихпотребностей);
научности(обоснованность, наличиеметодологическойбазыитеоретическойосновы).
“ отпростогоксложному” (научившисьэлементарнымнавыкамработы, ребенокприменяетсвоизнанияввыполнениисложныхтворческихработ).
Тематиказанятийстроитсясучетоминтересоввоспитанников, возможностиихсамовыражения. Входеусвоениядетьмисодержанияпрограммыучитываетсятемпразвитияспециальныхуменийинавыков, уровеньсамостоятельности, умениеработатьвколлективе. Программапозволяетиндивидуализироватьсложныеработы: болеесильнымдетямбудетинтереснасложнаяконструкция, менееподготовленным, можнопредложитьработупроще. Приэтомобучающийиразвивающийсмыслработысохраняется. Этодаетвозможностьпредостеречьребенкаотстрахапередтрудностями, приобщитьбезбоязнитворитьисоздавать.
Впроцессеработыпопрограмме“ Волшебныйквиллинг”, детипостоянносовмещаютиобъединяютводноцелоевсекомпонентыбумажногообраза: материал, изобразительноеицветовоерешение, технологиюизготовления, назначениеидр.

Программа создана на основе авторской программы кружка «Волшебный Квиллинг» Э.Р. Киреева. При разработке также были рассмотрены авторские программы аналогичного характера Т.В. Куцак «Квиллинг», О. И. Дасевич «Волшебный квиллинг» , В.Н. Рябцевой «Бумажная симфония», В.А. Осиповой «Волшебный квиллинг» Т.А, Несмеянова «Кружевные тайны квиллинга».. Следует отметить, что тематика занятий выстроена в соответствии с календарно-тематическим планированием общеобразовательной программы МБДОУ «Детский сад №2» г. Болхов.

Комплекс занятий выстроен по принципу «от простого к сложному» с учетом возрастных, индивидуальных особенностей детей.

“Волшебный квиллинг” - так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: конструкторское мышление, художественно-эстетический вкус, образное и пространственное мышление. Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.

Ведущая идея данной программы- создание комфортной среды общения, развитие способностей, творческого потенциала каждого ребенка и его самореализации.

Цель программы всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи программы:

    Обучающие

· Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

    Обучать различным приемам работы с бумагой.

    Формировать умения следовать устным инструкциям.

    Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

    Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

    Развивающие:

      Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

      Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

      Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

      Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

      Развивать пространственное воображение.

    Воспитательные:

    Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

    Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

    Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

    Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Принципы, лежащие в основе программы:

    доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

    наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются” (К.Д. Ушинский);

Тематика занятий строится с учетом интересов воспитанников, возможности их самовыражения. В ходе усвоения детьми содержания программы учитывается темп развития специальных умений и навыков, уровень самостоятельности, умение работать в коллективе. Программа позволяет индивидуализировать сложные работы: более сильным детям будет интересна сложная конструкция, менее подготовленным, можно предложить работу проще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняется. Это дает возможность предостеречь ребенка от страха перед трудностями, приобщить без боязни творить и создавать.

В процессе работы по программе “Волшебный квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:

Словесный (беседа, рассказ);

Наглядный (показ готовых работ, наблюдение за процессом накручивания бумажных лент на инструмент и придания им нужной формы, работа по образцу и др.)

Практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.)

Формы организации работы с детьми

– индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);

– фронтальная (при выполнении коллективных работ каждая подгруппа выполняет определенное задание);

– коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей)

Особенности проведения занятий

1. Занятия проводятся с детьми 5-6 лет.(дети старшей и подготовительной групп.)

2. Тематика занятий рассчитана на 1-2 занятия.

3. В занятиях необходимо чередовать время работы с кратковременным отдыхом (физкультминутки).

4. Использовать метод синхронной работы (педагог поэтапно показывает способ выполнения той или иной детали, дает нужные советы).

5. Задания даются детям от простого к сложному. На первых занятиях дети учатся кручению, выполняя плоскостные предметы (цветы, животные).

6. На занятиях необходимо использовать художественное слово, музыку, что способствует образному восприятию темы, оказывает эмоционально-эстетическое воздействие.

Техническое оснащение занятий.

Для занятий в кружке необходимо иметь:

Оборудование и инструменты :

Цветную бумагу;

Гофрированный картон;

Картон белый и цветной;

Зубочистка;

Бумажные полоски шириной 5-7 мм;

Ножницы;

Карандаши простые;

Линейка;

Кисточки для клея;

Салфетки;

Клеенка;

Инструмент для квиллинга.

Организационно-методическое обеспечение программы
(возраст детей, сроки реализации, режим занятий)

Программа “ Волшебный Квиллинг” рассчитана на 2 года. Продолжительность занятия составляет:

В старшей группе- 25мин.

В подготовительной- 30мин.

Год обучения

Количество занятий

Кол-во детей в группе

вся группа

Ожидаемые результаты

В результате обучения по данной программе учащиеся:

– научатся различным приемам работы с бумагой;

– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

– познакомятся с искусством бумагокручения;

– овладеют навыками культуры труда;

– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе.

Способы поверки результатов :

    Выставки детских работ в детском саду.

    участие в интернет-конкурсах творческого мастерства,

    награждение лучших грамотами,

Наталья Фирсова
Инновационный опыт «Квиллинг как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Мой инновационный опыт на тему :

«Квиллинг , как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста »

Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

Мы чудо сотворить сумеем сами

Нашими умелыми руками

Одной из актуальных проблем современного дошкольного образования является его модернизация.

В соответствии с Федеральными государственными требованиями возросла ответственность дошкольных образовательных учреждений за качество достижения каждым ребенком уровня развития с учетом его индивидуальных возрастных способностей .

Создавшаяся обстановка требует от нас, педагогов, реализации новых педагогических технологий, постоянного творческого поиска , для того, чтобы наши воспитанники к концу старшего дошкольного возраста овладели теми интегративными качествами, которые диктуют нам ФГТ.

Творчество – наиболее существенная и необходимая характеристика педагогического труда. Поэтому, работая в условиях модернизации системы образования, мне предстояло творчески осмыслить новое содержание учебно-воспитательного материала, отыскать более эффективные пути, формы и методы эстетического воспитания.

Так как я люблю мастерить, вязать, конструировать из разного материала, то решила этому научить и своих воспитанников.

У детей в возрасте 3-6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску знаний . Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения , грамотности и других базовых способностей детей .

Анализируя программу «Детство» по художественному творчеству , ознакомившись со множеством педагогических технологий и методик обучения дошкольников рисованию , лепке, аппликации, я сделала для себя вывод, что для эффективной работы по художественно-творческому развитию детей , необходимо использовать нетрадиционные способы изображения .

Термины «нетрадиционные» подразумевают использование материалов, инструментов, которые не являются общепринятыми, широко известными.

Применение нетрадиционных техник способствует обогащению знаний и представлений детей о предметах и материалах, об их свойствах и способах их применения .

Это дает толчок к развитию воображения , творчества , развивает у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание, уверенность в себе.

С одним из видов нетрадиционных способов изобразительного творчества я познакомила воспитанников своей группы. Это квиллинг (в переводе с англ. означает БУМАГОКРУЧЕНИЕ) . Подобрала соответствующую литературу по этой технологии.

Почему я решила выбрать именно этот способ работы с бумагой ?

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском саду не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества , который доступен каждому. Бумага – первый материал, простой и дешевый, из которого дети начинают мастерить, творить , создавать неповторимые изделия. Она дает большой простор творчеству . Бумажный лист помогает ребенку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное – безгранично творческим человеком . И, конечно же, во время работы с бумагой у детей развивается ручная умелость , что способствует умственному развитию детей .

Сегодня я хочу познакомить вас с моим инновационным опытом , цель которого : всестороннее развитие творческих способностей детей квиллинг , как художественного способа конструирования из бумаги.

Работая над темой, ставлю перед собой следующие задачи :

Обучающие :

Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинг .

Обучать различным приемам работы с бумагой.

Формировать умения, следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями : круг, квадрат, треугольник.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинг .

Развивающие :

Развивать у детей способность работать руками , приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер .

Развивать внимание , память, логическое и пространственное воображение.

Развивать художественный вкус , творческие способности и фантазии детей .

Воспитательные :

Воспитывать интерес к искусству квиллинг .

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей .

Чтобы заинтересовать и привлечь своих воспитанников, я показала поделки, сделанные в технике квиллинг . И как из простой полоски бумаги получаются такие великолепные вещи.

С чего я начала знакомить детей с этой увлекательной техникой?

Конечно, со знакомства со свойствами бумаги. Дети с удовольствием экспериментируют с ней : рвут, мнут, разглаживают, режут. Кроме познавательного характера, эти упражнения также имеют терапевтический эффект, положительно влияют на нервную систему, успокаивают детей .

В своей работе с детьми использую следующие методы и приемы :

1. СЛОВЕСНЫЙ

устное изложение;

2. НАГЛЯДНЫЙ

показ мультимедийных материалов;

иллюстраций;

наблюдение;

Показ педагогом;

работа по образцу;

3. ПРАКТИЧЕСКИЙ

выполнение работ по инструкции педагога.

Стараюсь строить свои занятия с учетом принципа интеграции, в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. Для решения психолого – педагогических задач использую следующие образовательные области :

познание;

коммуникация;

чтение художественной литературы;

безопасность;

физическая культура.

социализация

Для поддержания интереса к творчеству , работу осуществляю во всех формах своей деятельности с детьми : Формы :

1. образовательная деятельность на игровой основе.

2. игры (игры - экспериментирование, игры - упражнения способствующие формированию сенсорного опыта детей )

3. трудовая деятельность

4. прогулка и экскурсии

Для повышения работоспособности , снижения уровня утомляемости, снятия психологических нагрузок у детей , включаю элементы здоровьесберегающих технологий –

Смена динамической позы

Релаксация

Сказкотерапия;

Игротерапия;

Пальчиковые игры;

Физкультминутки.

Игра является главным видом деятельности детей . Она становится содержанием и формой организации жизни ребенка.

Игры - экспериментирование с бумагой разной фактуры, как гафробумага, гафрокартон, инструментами и дополнительными материалами обогащают знания детей об их свойствах и возможностях применения, стимулируют к поискам новых действий и способствуют смелости и гибкости мышления.

На первых занятиях, знакомя детей с новым способом работы с бумагой , я использовала игровой прием «Как полосочку превратить в шарик» . Сначала ребята осваивали общий способ накручивания полосок в диск. Затем, по мере усложнения материала, я предлагала им творческие задачи , решение которых связано с созданием образов. Например, можно превратить этот диск в «спиральку» , если немного его распустить. Предлагаю детям поэкспериментировать со «спиралькой» : можно немного смять одну сторону круга - получается форма «капельки» . Если круг смять с обеих сторон, то получается форма «глаза» . Предлагаю детям сложить из этих форм цветок.

В процессе работы в технике квиллинг , создаем игровую ситуацию на листе бумаги, используя готовые формы.

Сам процесс скручивания так же является увлекательным действием, насыщающим жизнь ребенка в детском саду игровыми приемами. Сама включаюсь в игру, задаю вопросы. Использование диалогической речи в игре позволяет не только развивать речь у ребенка , но и облегчить общение друг с другом, способствует развитию коммуникативных и творческих способностей .

Работа с квиллингом занимает много времени, требует внимания и усидчивости, поэтому необходимо проводить физкультурные минутки, а самое главное на моих занятиях я уделяю внимание смене динамической позы. Я использую пальчиковые игры, гимнастику и массаж пальцев, упражнения для рук с предметами, в которых взаимодействуют в едином творческом пространстве и искусство, и художественное слово, и пластика рук.

На прогулке и в повседневных ситуациях, обращаю внимание детей на необычные явления и предметы (цветы, снег, лужица, пушистое белое облако, фрукты, овощи, посуду и др.). Все увиденное мы стараемся воплотить в своих работах.

При работе с бумагой приучаю детей готовить свое рабочее место, приводить в порядок и поддерживать его после того, как работа закончена. А во время работы напоминаю о безопасном использовании инструментов (с зубочисткой, со стержнем) . Это способствует формированию у дошкольников основ безопасного обращения с инструментами, развитию трудолюбия , трудовых навыков и привычки работать аккуратно.

В своей работе я использую интегрированные занятия. Например, природный мир, образовательная область «познание» : я знакомлю детей с признаками снега , затем мы экспериментируем, слушаем его скрип, читаем о нем стихи и делаем снежинки, используя технику квиллинг . Затем каждый ребенок сочиняет свою сказку о снежинке.

Тема недели «День защитника Отечества» : провожу беседу о предстоящем празднике 23 февраля, читаем произведения на патриотическую тему, слушаем песни, провожу целевые прогулки к памятникам; готовим для пап и дедушек подарки в технике квиллинг . Вместе с детьми придумываем красивое поздравление.

Но никогда не будет положительного результата, если не будет тесного сотрудничества с родителями. Этому вопросу я уделяю особое внимание и использую следующие формы :

Анкетирование

Консультации

Совместные работы на открытых занятиях

Мастер - класс

Совместное создание предметно развивающей среды .

В настоящее время мы с родителями поддерживаем смышленого и любознательного ребенка, создаем условия для развития творческих способностей , дарованных природой.

Целью моей работы – раскрыть творческие способности ребенка .

В последние годы работа с одаренными детьми выделяется в разряд приоритетных направлений.

Поэтому, сравнивая работу ребенка, его интересы, я получаю возможность проследить развитие творческого самовыражения ребенка за определенный отрезок времени. Создаю условия для творческого развития детей . Работаю с ним индивидуально.

В результате моей работы по развитию творческих способностей детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинг добилась следующих результатов, которые вы видите на экране :

Мышление –

Развитие речи –

Воображение –

Моторика пальцев рук –

Оригинальный и необычный вид рукоделия, суть которого заключается в накручивании бумажной, очень нравится детям.

Примечательно то, что квиллингом с удовольствием занимаются и мальчики и девочки. Вот почему эти занятия позволяют мне в совместной художественно – творческой деятельности формировать гендерный подход.

Ни в одном источнике нет единого планирования по квиллингу , предлагается лишь техника выполнения отдельных работ. Я составила тематическое планирование в своей группе исходя из базовой программы «Детство» . Сейчас я работаю над своей программой «Техника квиллинг для дошкольников »

Квиллинг – это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Мой девиз :

С детьми всегда должна быть рядом,

Даря тепло и согревая взглядом,

Их в мир прекрасного вести,

И помнить заповедь - не навреди!

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 73 - ЦРР»

город Бийск

Проект

«Волшебный квиллинг»

(старший дошкольный возраст)

воспитатель

Марина Васильевна Мурашова

2015-2016 год

« Всегда найдется дело для умелых рук,

Если хорошенько посмотреть вокруг.

Мы чудо сотворить сумеем сами

Вот этими умелыми руками».

Тип проекта .

Творческий.

Вид проекта .

Групповой.

Участники .

Дети 6 - 7 лет, воспитатель группы, родители.

Продолжительность .

Средней продолжительности (2-3 месяца).

Актуальность.

Ручной труд – универсальное образовательное средство, способное уравновесить одностороннюю интеллектуальную деятельность.

Физиологи установили, что наши пальцы органически связаны с мозговыми и внутренними органами. Поэтому тренировка рук стимулирует саморегуляцию организма, повышает функциональную деятельность мозга и других органов. Давно известно о взаимосвязи развития рук и интеллекта. Даже простейшие ручные работы требуют постоянного внимания и заставляют думать ребёнка. Искусная работа руками ещё более способствует совершенствованию мозга. Изготовление поделки – это не только выполнение определённых движений. Это позволяет работать над развитием практического интеллекта: учит детей анализировать задание, планировать ход его выполнения.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

Данный проект имеет художественно-эстетическую направленность, которая является важным направлением в развитии и воспитании. Являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Проект предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей.

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Проект построен “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование).

Объект исследования . Техника квиллинг.

Предмет исследования .

П роцесс формирования творческих конструктивных способностей посредством технологии «квиллинг»

Цели проекта.

Всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи

Обучающие:

Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

Обучать различным приемам работы с бумагой.

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Гипотеза.

Совершенствование творческих конструктивных способностей у детей старшего дошкольного возраста будет осуществляться успешно, если:

    в процессе самостоятельной художественной деятельности детей включена технология «квиллинг» в качестве проектной деятельности.

    будет организована совместная деятельность педагогов ДОУ по внедрению технологии «квиллинг» в образовательном процессе с детьми (мастер-классы, творческие лаборатории, обмен опытом, консультации педагогическим работникам, выставки, оформление групп и фойе детского сада).

    если технология «квиллинг» будет использоваться в совместной деятельности детей и родителей.

Проблемная ситуация.

Что включает в себя техника «Квиллинг»? Изучение и ознакомление детьми техники «Квиллинг».

Принципы работы.

    доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям);

    наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов).

    демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и воспитанников в социуме, реализация собственных творческих потребностей);

    научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).

    от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ).

Оборудование и инструменты:

Цветная бумага, гофрированный картон, картон белый и цветной, клей (наилучшим является клей ПВА), зубочистка, бумажные полоски шириной 5-7 мм, стержни для шариковой ручки с расщепленным концом, деревянные палочки для скручивания бумаги, ножницы, карандаши простые, линейка, кисточки для клея, салфетки, клеенка.

Столы, стулья, мольберт, доска, плакаты, образцы объектов труда, инструкционные карты.

Предполагаемый результат.

В результате проектной деятельности учащиеся:

научатся различным приемам работы с бумагой;

будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;

научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;

будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;

разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.

познакомятся с искусством бумагокручения;

овладеют навыками культуры труда;

улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы

Этапы реализации проекта.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность

детей

Взаимодействие с родителями

I . Подготовительный этап

Познакомить с правилами техники безопасности при работе с ножницами, клеем, бумагой.

Беседа воспитателя по данной технике, показ презентации, ознакомление с техникой квиллинг.

Предложение детям совместно с родителями найти информацию по данной теме и рассмотреть различные иллюстрации.

Знакомятся с правилами техники безопасности при работе с ножницами, клеем, бумагой.

Активное участие в беседе.

Выдвижение гипотезы.

Просмотр презентации мастер-класс

Сбор информации в доступных источниках.

Помощь в сборе информации.

1)Сформировать у родителей представление о технике.

2)Познакомить с целями задачами программы.

Показ презентации мастер-класс

С использован ИКТ «Техника Квиллинг».

3)Привлечь родителей к созданию с ребенком композиции техники квиллинг.

4)Развивать желание совместно трудиться.

Организация выставки детей совместно с родителями «Волшебный квиллинг».

II .

Практический этап

Организация творческой деятельности детей в подгруппах и индивидуально.

    Вырезание полосок для квиллинга.

Основные правила работы.

(Познакомить детей с основными правилами работы с бумагой, правилами разметки листа. Рассказ о приборах и инструментах, используемых при работе.)

    Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы.

(Развивать умение детей с помощью линейки отмерять четкие длинные полоски одинаковой длины и ширины; совершенствовать навыки вырезания.

Развивать глазомер, фантазию, аккуратность.)

    Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”.

(Учить детей правильно накрутить ролл, рассказать о технологии изготовления форм “капля”, “треугольник”, “долька”. Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах).

    Основные формы “квадрат”, “прямоугольник”.

(Учить детей правильно накрутить рол, рассказать о технологии изготовления форм “квадрат”, “прямоугольник”.

    Основные формы “завитки”.

(Учить детей правильно выполнять форма «завиток».

Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.)

    Основные формы “спирали в виде стружки”.

(Учить детей правильно выполнять новую форму «спираль в виде стружки».

Развивать воображение; воспитывать эстетические чувства.)

    Основные формы «глаз», «лист».

(Учить детей правильному выполнению формы «глаз», «лист». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.)

    Основные формы «полукруг», «стрела».

(Учить детей правильному выполнению формы «полукруг», «стрела». Познакомить с технологической картой и обозначением этих форм на схемах.)

    Коллективная работа.

(Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Понятие “коллективная творческая работа”. Правила работы коллективом.)

    Коллективная работа.

(Учить детей применять готовые формы в композициях. Развивать глазомер, фантазию, аккуратность.)

    Изготовление цветов.

(Учить детей технологии изготовления простых и сложных бахромчатых цветов. Как сделать разметку на бумаге. Учить приемам работы и сборки цветов, правильно подбирать цветовую гамму

Учить детей предвосхищать результат. Развивать воображение.)

    Композиция «Бабочки».

(Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Применение формы в композициях. Рассказ о технологии выполнения поделки «Бабочка».)

    Открытки с элементами плетения.

(Рассказать детям о технологии изготовления открыток с элементами плетения.

Демонстрация примерных работ.

Учить работать коллективно, обсуждать задуманное. Помочь детям в разработке дизайна открытки и эскиза. Развивать самостоятельность, инициативу. Развивать мелкую моторику рук детей.

Развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги. Учить детей доводить начатое до конца.).

    Открытка «Букет тюльпанов».

(Рассказать детям о технологии изготовления тюльпанов в технике квиллинг.

Помочь детям в разработке дизайна открытки и эскиза. Помочь детям в сборке всех элементов в единую законченную работу. Развивать творческие способности и художественный вкус.

    Коллективная работа.

Развивать ответственность, сплоченность за выполнение общей работы. Развивать фантазию, умение договариваться между собой.)

    Цикл творческих работ.

(Помочь детям распределиться на группы и определиться с темой работы. Развивать самостоятельность в принятии решений и ответственность за общий результат работы

Учить детей создавать яркие образы из материала на свое усмотрение. Развивать мелкую моторику рук.

Развивать мелкую моторику рук детей; воспитывать интерес к конструированию из бумаги.)

Активное участие в творческой деятельности.

1.Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета.

2.Дети самостоятельно размечают лист бумаги и вырезают полоски для работы разного цвета

3.Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

4.Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют основные формы. Конструируют из основных форм.

5.Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют форму «завиток». Конструируют из этой формы.

6. Дети с помощью взрослого, а затем самостоятельно выполняют форму «спираль в виде стружки». Конструируют из этой формы.

7.Дети самостоятельно выполняют формы «глаз», «завиток». Конструируют из этих форм.

8. Дети самостоятельно выполняют формы «полукруг», «стрела». Конструируют из этих форм.

9.-10.Коллективные работы с использованием техники квиллинга. Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего” и сами определяются с темой выполняемой работы.

Разрабатывают дизайн. Выполняют базовые формы.

Оформляют заготовки в единую композицию.

11.Дети учатся приемам изготовления более сложных цветов. Подбирают цветовую гамму. Изготавливают листочки с продольными жилками.

12. Подбор цветовой гаммы. Сборка поделки. Оформление композиции. Работа выполняется индивидуально.

13.Дети разрабатывают дизайн открытки. Делают эскиз.

Выполняют необходимые заготовки.

14. Работа выполняется индивидуально. Дети делают заготовку к открытке. Делают базовые заготовки цветка. Затем собирают открытку

15. Коллективное составление композиции по выбранной тематике.

16.Дети разрабатывают дизайн задуманной работы. Делают эскиз. Самостоятельное выполнение необходимых заготовок.

Помощь в сборе информации.

Помощь в реализации творческой деятельности детей.

Участие в выставках, совместные поделки с детьми.

III .

Заключительный этап

Совместное оформление презентации «Волшебный квиллинг».

Организация выставки.

(В месте с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.

Развивать интерес к изготовлению поделок в технике «квиллинг»).

Участие в оформлении презентации.

Подготовка работ для выставки. Оформление выставки.

Знакомство с творческой деятельностью детей через презентацию.

Поддерживают интерес детей по данной теме.

Вывод:

Техника квиллинга способствует всестороннему развитию детей, в том числе учит согласованности в работе рук и глаз, совершенствованию координации движений, гибкости и точности движений.

Большое влияние техника квиллинга способствует развитию восприятия, внимания: повышает его устойчивость, формирует произвольность.

Квиллинг (бумажная филигрань) предполагает творческий поиск, возможность добиваться более совершенных результатов.

Техника квиллинга способствует воспитанию характера ребенка. Изготовление поделки требует волевых усилий, при этом у детей формируется целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, оценивать собственную деятельность .

Список используемой литературы:

1. Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г.

2. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г.

3. Джун Джексон. Поделки из бумаги. Перевод с англ. С.В. Григорьевой – М: «Просвещение», 1979 г.

4. О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г.

5. Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт-Петербург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г.

6. 1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.

7. 2.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.

8. 3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.

9. 4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.

10. http:/stranamasterov.ru

Материалы из опыта работы педагога

1. Инструкционные карты и схемы изготовления поделок

2. Инструкционные карты сборки изделий

3. Образцы изделий

5. Диагностическая карта «Волшебный квиллинг».

1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-"Просвещение", Москва 1982.

2.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996.

3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000.

4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998.

5.Бич Р. Большая иллюстрированная энциклопедия (Перевод с английского- М: Издательство Эксмо, 2006 – 256 с.

6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте.- "Просвещение", Москва 1991.

7. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”.-"Просвещение", Москва 1982.

Приложение 1.

Диагностика результатов образовательной деятельности.

Срез творческих и эстетических знаний и умений.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КАРТОЧКА

учета проявления творческих способностей

Фамилия, имя ребенка_______________________________

Возраст____________

Вид и название детского объединения_______________

Ф.И.О. педагога_________________________________________________

Дата начала наблюдения______________________________________________

Баллы:

Не умею (1).

Умею иногда (2).

Умею с чьей-то помощью (3).

Умею, но в зависимости от сложности материала (4).

Умею всегда (5).

Проявление творческих способностей

1. Участие в проведении праздников, концертов

2. Участие в конкурсах

3.Работа по образцу.

4.Работа с внесением изменений.

6.Конструирование.

7. Владение техникой.

8. Придумывание композиций.

ДИАГНОСТИКА

ПРОЯВЛЕНИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ПО УРОВНЯМ

Оценка результатов по уровням:

· Средний уровень – 3б, 4б.

· Высокий уровень – 5б.

уровни

показатели

год обучения

1. Участие в проведении праздников, концертов.

2. Участие в конкурсах.

3.Работа по образцу;

4.Работа с внесением изменений;

5.Работа над своим вариантом.

6.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию;

7. Владение техникой.

8. Придумывание композиций.

9.Работа с внесением изменений в технологию или конструкцию.

Средний процент

Приложение 2.

1. Размечаем делениями по 3 мм короткие стороны листа цветной бумаги. Всегда начинаем отмерять с одного края, на случай если последнее деление получится меньше остальных.

2. Отрезаем канцелярским ножом под линейку полоски. Для экономии времени и сил можно резать несколько листов сразу, скрепив их скрепками или прищепками. Линейку нужно прижимать очень тщательно, нож должен быть острым. Отрезаем одним длинным движением, хорошо надавливая на нож и не порезав пальцы (и стол). Получаем разноцветные полоски бумаги шириной 3 мм и длиной примерно 30 см.

Приложение 3.

Техника квиллинга

Примеры форм (ролов)

Приложение 4.

Техника квиллинга данной композиции


Для выполнения работы используем готовую бумагу, которую купили или нарезаем сами, как показано в приложении 2.

1. Для изготовления лепестка берём полоску нужного цвета и плотно наматываем на зубочистку. Кончик зубочистки можно расщепить, чтобы было легче фиксировать конец полоски.

2. Аккуратно снимаем рулончик с зубочистки и кладём в отверстие офицерской линейки диаметром 1.5-2 см. Отпускаем, бумага разворачивается до размеров отверстия. Не держите снятый рулончик долго в руках, иначе он потом будет плохо разворачиваться.

3. Подклеиваем внешний конец полоски и даём клею подсохнуть.

4. Вынимаем получившуюся спиральку и сильно защипываем пальцами с одной стороны. Вот мы и сделали один из базовых элементов квиллинга - "каплю" (или "слезинку"). Существует около 20 базовых элементов, но принцип остаётся тем же: сворачиваем и защипываем.

5. Точно так же делаем ещё 5 "капелек" –

остальные лепестки цветка .

6. А теперь сделаем листочек. Повторяем пункты 3-5, затем вынимаем спиральку и защипываем одновременно с двух противоположных сторон. Этот элемент называется "глаз".

7. Для разнообразия используем ещё один элемент для второго листочка. Он так и называется - "лист". Для этого проделываем всё, как для "глаза", но после защипывания, не отпуская концы, сдвигаем их в разные стороны по отношению друг к другу.

8. Теперь изготовить серединку уж совсем легко: просто оставьте спиральку как есть, не защипывая. Сделайте серединку меньшего диаметра - воспользуйтесь меньшим отверстием в офицерской линейке (около 1 см) . Кстати, этот элемент назовём "свободной спиралью".

9. Намечаем расположение элементов, аккуратно намазываем торцы клеем и наклеиваем на основу. Цветок готов.

Приложение 5.

История техники «Квиллинг».

Квиллинг – это очень популярный вид рукоделия. С помощью этой техники можно сделать огромное количество открыток, картин, шкатулок и других интересных вещиц. История создания квиллинга уходит в далекое прошлое. И пусть многое изменилось в этой технике, но остались изысканность и очарование, не уступающие тем, что были свойственны изделиям давно ушедших веков.

Что такое квиллинг История возникновения квиллинга очень интересна и многогранна. Само слово имеет английские корни и в переводе означает «птичье перо». И это неслучайно. «Кирпичики», которые с помощью этой техники делают из бумаги, по форме похожи на перья птиц. Также известно, что средневековые монахи, которые одни из первых стали создавать квиллинг-фигурки, скручивали полоски бумаги с помощью птичьего пера.

История возникновения квиллинга: путь в Европу О филигранной обработке бумаги было известно еще в Древнем Египте, жители которого для изготовления фигурок использовали папирус. В XVI веке это искусство появилось и в Европе. В частности французские и итальянские монахи с помощью техники квиллинг мастерили маленькие поделки, а потом ими украшали и обрамляли иконы. Это было дешевой альтернативой золотой и серебряной филиграни. Также эту технику использовали в создании медальонов и кулонов. Возможно, именно сильное влияние церкви повлияло на тот факт, что история квиллинга в этих странах ассоциировалась скорее с культурными событиями, нежели с хобби.

Добравшись до Англии, квиллинг стал очень популярным среди представительниц знатных семейств. На тот момент стоимость бумаги, особенно цветной и высококачественной, была очень высока, поэтому этот вид рукоделия был предметом увлечения дам только из высших слоев общества. Позже во многих европейских странах стали выпускаться журналы, где подробно описывался процесс создания различных вещиц с помощью этой техники, например, рам для картин, коробочек для чая, шкатулок, корзиночек. История квиллинга тогда действительно переживала расцвет. Известны факты организации настоящих учебных курсов по бумагокручению в самых элитных учебных заведениях. Даже некоторые коронованные особы увлекались этим искусством. В частности дочь Георга II, Элизабет, часами занималась созданием замысловатых бумажных шедевров. Однажды она преподнесла своему врачу необычный подарок в виде ширмы, выполненной в технике квиллинга. Чуть позже и другими известными личностями было по достоинству оценено это бумажное искусство. Им, например, увлекались королева Мария и царица Александра, Джейн Остин и сестры Бронте. Квиллинг в Северной Америке Колонизаторы «привезли» квиллинг в Северную Америку. Там в первой половине XIX века он не только заслужил популярность как декоративно–прикладное искусство, но и стал использоваться краснодеревщиками. Они применяли квиллинг в изготовлении коробочек и шкатулок, в которых делали вставные стенки, декорированные квиллинг-элементами. Эта необычная обработка получила название «мозаика». Забвение В конце XIX века популярность квиллинга пошла на спад, практически до полнейшего забвения. Лишь некоторые дамы того времени увлекались им, заполняя, таким образом, свое свободное время. В самом начале ХХ века этот стиль был почти забыт, чтобы снова возродиться в современности. Современная история техники «квиллинг» Спустя несколько лет принцесса Англии, Елизавета, возродила квиллинг. Она увлеклась этим хобби. И, так сказать, подала такой же пример другим. Многие творения Елизаветы стали экспонатами лондонских музеев. Поклонники квиллинга есть во всем мире. Например, в Англии в 1983 году любители этого искусства создали настоящую корпорацию «Квиллинг-союз Англии», куда может написать письмо житель любой страны и континента, чтобы получить совет или услышать мнение специалиста о своем новом шедевре. По инициативе членов этого союза в 1992 году было организовано проведение первого Международного фестиваля квиллинга. В рамках этого мероприятия было устроено множество выставок, на которых можно было увидеть старинные изделия и современные творения, созданные путем бумагокручения.

По квиллингу было проведено две больших выставки. Первая из них проходила в Лондоне в 1927 году. А вторая на полвека позже, в 1988 в Нью-Йорке. В залах галереи Флориан-Папп выставлялись на продажу поистине шедевральные вещи, изготовленные по этой технике.

Вклад Кореи в развитие квиллинга Как и в случае с оригами, технику квиллинга довели до совершенства в азиатских странах, конкретно в Корее. Творения европейских мастеров этого стиля не носили такого масштабного характера, как корейских. Они первыми стали создавать фигуры высокой сложности и невероятной красоты. Да, история квиллинга не начиналась в Корее, но именно там из скромного хобби эта техника превратилась в вид искусства. В Южной Корее действует "Ассоциация любителей бумажной пластики", которая объединяет последователей различных направлений бумажного творчества. Следует отметить, что в корейской школе квиллинга несколько другие каноны и традиции, нежели в европейской. Работы мастеров Европы в основном сделаны из небольшого числа деталей; они очень лаконичны, похожи на мозаики, являются украшением для открыток и рамочек. Европа всегда торопится, поэтому предпочитает быстрые техники. Мастера Востока наоборот, во всем тщательны. Они создают вещи, напоминающие шедевры ювелирного искусства. В их работах чувствуется роскошь и восторг. В них, будто объёмные кружева, сплетаются нити из сотен мельчайших деталей. История происхождения квиллинга рассказывается только в летописях и исторических очерках, ведь до наших дней сохранилось очень мало средневековых шедевров. Причиной тому служит недолговечность и непрочность бумаги. Конечно, сейчас качество бумаги возросло в несколько раз, что позволяет создавать с помощью квиллинга и филигранные объемные подставки, и вазы для конфет, и многое другое. Хочется надеяться, что история квиллинга будет продолжаться, и в будущем мастера научатся создавать еще более интересные шедевры из бумаги.

Приложение 6.

Фотоотчет о проделанной работе.

(Рис. 1-2) Приготовление полосок бумаги для изготовления творческих работ.



(Рис. 11-14) Шаблоны творческих работ техники квиллинг.

МДОУ «ДСОВ №101»

«Квиллинг, как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста»

Составила:

воспитатель

Денисюк О.П.

Братск, 2011 г.

В проекте Федерального компонента государственного Образовательного стандарта общего образования одной из целей, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью.

Что же понимается под творческими способностями?

В педагогической энциклопедии определяются как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки, проявляются хотя бы в минимальном отступлении от образца индивидуальность, художество.

Таким образом, творчество – создание на основе того, что есть, того, чего еще не было. Это индивидуальные психологические особенности ребёнка, которые не зависят от умственных способностей и проявляются в детской фантазии, воображении, особом видении мира, своей точке зрения на окружающую действительность. При этом уровень творчества считается тем более высоким, чем большей оригинальностью характеризуется творческий результат.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового).

В настоящее время искусство работы с бумагой в детском творчестве не потеряло своей актуальности. Бумага остается инструментом творчества, который доступен каждому.

Бумажная филигрань – старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.

Квиллинг (в переводе с англ. обозначает – БУМАГОКРУЧЕНИЕ) – искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции.

В наши дни бумагокручение широко известно и популярно как хобби в странах Западной Европы, особенно в Англии и Германии. Но самое широкое распространение это искусство получило, когда оно «переехало» на Восток

В 15 веке это считалось искусством. В 19 - дамским развлечением. Большую часть 20 века оно было забыто. И, только в конце прошлого столетия, квиллинг снова стал превращаться в искусство.

В Англии принцесса Елизавета всерьёз увлекалась искусством квиллинга, и многие её творения хранятся в музее в Лондоне. С бумагой у нас связано представление о непрочности и недолговечности. Но квиллинг опровергает это утверждение – на филигранную объёмную подставку можно поставить, к примеру, чашку или положить тяжелую книгу, и ни один завиток бумажного кружева при этом не пострадает. Можно собрать из бумажных элементов вазу для конфет и спокойно использовать её по назначению - не развалится и не сломается. В общем, квиллинг - это возможность увидеть необычные возможности обычной бумаги.

Бумага - первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное - безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат - она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.

Бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал - бумага - приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.

Инструмент для квиллинга также бывает различный. В Европе для скручивания полосок используют пластмассовую или металлическую палочку с расщепленным концом. Некоторые и сами делают подобный инструмент, например, из стержня для шариковой ручки, на конце которого сделана прорезь. Мне не очень понравилась эта идея, так как при скручивании получается деталь с крупным и неровным отверстием в центре. Однако для детей этот инструмент подходит.

Бумага. Бумага должна быть цветной с двух сторон. Подходит цветная бумага для принтеров «Радуга». Готовые нарезанные полоски бумаги можно купить в специальных магазинах. Если же такой возможности нет, то можно полоски нарезать самим. Ширина полосок для квиллинга, обычно, 3-7 мм.

В процессе работы в технике «квиллинг”, дети постоянно совмещают и объединяют в одно целое все компоненты бумажного образа: материал, изобразительное и цветовое решение, технологию изготовления, назначение и др.

Цель – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники квиллинга, как художественного способа конструирования из бумаги.

Задачи :

Обучающие:

Знакомить детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.

Обучать различным приемам работы с бумагой.

Формировать умения следовать устным инструкциям.

Знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.

Обогащать словарь ребенка специальными терминами.

Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.

Развивающие:

Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображения.

Развивать мелкую моторику рук и глазомер.

Развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.

Развивать у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.

Развивать пространственное воображение.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к искусству квиллинга.

Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.

Способствовать созданию игровых ситуаций, расширять коммуникативные способности детей.

Совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Список литературы

1. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”.-”Просвещение”, Москва 1982.

2.Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- “Росмэн”, Москва 1996.

3. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-”Университет”, Москва 2000.

4. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.- Полигон С.-Петербург 1998.

5. http://stranamasterov.ru/technics